История создания и боевой службы тяжелых крейсеров типа Pensacola

  Начиная с 1918, на проекты американских крейсеров оказывали сильное влияние характеристики британских крейсеров типа “Хокинс”, которые превосходили любые современные крейсера других стран. В результате американцы решили, что их крейсера должны превосходить “Хокинс”, так как Великобритания все еще числилась вероятным противником. Однако было признано, что реальную угрозу представляет и Япония, а потому нужно учесть специфику Тихоокеанского театра. В первую очередь это означало большую дальность плавания. Сразу после окончания войны американский флот попал под сильный финансовый пресс. Новая война считалась невозможной, и строительство новых кораблей было заморожено. В результате новые крейсера были заложены только в середине 20-х годов. В 1922 было подписано знаменитое Вашингтонское соглашение, которое официально возвестило о рождении нового класса крейсеров. Крейсера класса “А” или тяжелые крейсера стали результатом соглашения Соединенных Штатов и Великобритании, от которого больше выиграли американцы. Еще в 1919 американский флот начал разработку проектов крейсера с 203-мм орудиями. К 1920 было создано по крайней мере 7 проектов кораблей водоизмещением от 5000 до 10000 тонн, вооруженных различными комбинациями 127-, 152- и 203-мм орудий. Потом американскому флоту пришлось, как и остальным флотам, ломать голову над согласованием противоречивых требований, предъявляемых к этим кораблям. Однако к ноябрю 1923 появился эскизный проект первого американского тяжелого крейсера. Тем не менее, желание улучшить бронирование, мощность машин и механизмов, количество орудий главного калибра, постоянно попадали под удар лимита водоизмещения.
  Окончательный проект был согласован в марте 1925. Он предусматривал 10 - 203-мм орудий, скорость 31,2 узла и бронирование весом 773 тонны. Расчеты показывали, что водоизмещение корабля будет много меньше разрешенных 10000 тонн, а потому можно выделить еще 250 тонн на бронирование корабля. Сначала решили было изменить общую систему бронирования, но потом все свелось к усилению бронирования погребов. Предполагалось, что крейсера будут совершенно неуязвимы для огня эсминцев, которые считались их наиболее вероятным противником. Легкие крейсера должны были уничтожаться с большой дистанции, где стрельба б" орудий просто неэффективна.
  В результате корабль получил пояс толщиной 102 мм против носовых погребов и 76 мм против машинных отделений. Он опускался на 5 фт ниже ватерлинии. Кормовые погреба пояс не прикрывал, так как предполагалось, что бои будут вестись на носовых курсовых углах. Их прикрывала внутренняя переборка толщиной 88 мм. Горизонтальное бронирование имело толщину 25 - 37 мм. Вес брони составлял около 6% водоизмещения корабля. В итоге выяснилось, что крейсера относительно неуязвимы для 152 мм снарядов, но японские 203-мм снаряды пробивали пояс с дистанции 120 каб, а палубу на расстояниях более 80 каб. Это оказалось настоящим ударом, так как развитие систем центральной наводки делало такие дистанции боя вполне реальными.
  Как и на крейсерах типа “Омаха” машины были скомпонованы по эшелонному принципу. 8 котлов располагались спереди в 4 котельных отделениях, задние кочегарки разделяли машинные отделения. “Солт Лейк Сити” на испытаниях показал 107746 shp = 32,78 узла при водоизмещении 10524 тонны.
  Несколько необычной чертой расположения вооружения было то, что трехрудийные башни были установлены выше двухорудийных. Это было сделано потому, что большой барбет трехорудийной башни не вписывался в острые обводы носовой части. Крейсер был вооружен 203/55 мм орудиями, которые при угле возвышения 4 Г имели дальность стрельбы 159 каб. Зенитное вооружение сначала состояло из 4 - 127/25 мм орудий. Легкое зенитное вооружение отсутствовало, потому что не удалось создать приличное орудие. Пришлось ограничиться несколькими пулеметами. Крейсер имел 2 катапульты и 4 гидросамолета, но не имел ангара.
  После достройки выяснилось, что крейсера недогружены, а потому подвержены сильной качке. Были спешно увеличены скуловые кили, а на “Пенсаколе” в порядке эксперимента были установлены цистерны успокоителей качки. В середине 30-х годов с крейсеров были сняты торпедные аппараты. Причиной этому была не попытка сэкономить вес, а их предполагаемая тактическая бесполезность. В 1940 на “Пенсаколе” установили экспериментальный радар модели СХАМ. В ходе войны оба корабля получили новые модели радара. Перед войной крейсера получили еще по 4 - 127/25 мм орудий. В ноябре 1941 на крейсерах были установлены 2 х 4 — 28-мм автомата. Были изменены надстройки, на срезанной грот-мачте установлен КДП. К 1942 корабли получили по 8 - 20-мм автоматов и еще 2x4- 28-мм. В 1942 вместо 28-мм автоматов были установлены счетверенные Бофорсы. Количество 20-мм зениток было увеличено. К 1944 официально считалось, что корабли имеют 6x4- 40-мм и 20/21 - 20-мм. Количество самолетов было сокращено до 2, правая катапульта была снята. К 1945 “Солт Лейк Сити” так и не прошел полной модернизации, имея 6x4- 40-мм и 19 х 1 - 20-мм. “Пенсакола” после перестройки летом 1945 имел 7x4- 40-мм и 9 х 2 -20 мм. После окончания войны для участия в операции “Мэджик Карпет” (репатриация пленных) с корабля сняли обе катапульты. 4 - 127 мм, 2 х 4 - 40-мм и 4 х 2 - 20 мм.

ПЕНСАКОЛА Крейсер базировался на Восточное Побережье в составе 4 дивизии до 1935, когда эту часть перевели на Тихий океан. В январе 1941 “Пенсакола” становится флагманским кораблем 5 дивизии. В начале войны он действует на юго-западе Тихого океана и в австралийских водах, прикрывая войсковые конвои. ,В январе 1942 в составе ОС 11 участвует в походе к Уэйку. Операция была отменена, когда японцы потопили танкер сопровождения. После этого он прикрывая войсковые конвои из Панамы на острова юго-западной части Тихого океана. В марте “Пенсакола” вместе с кораблями ОС 11 и ОС 17 участвует в рейде против Лаз и Саламауа. В июне в составе ОС 16 он участвует в битве при Мидуэе. В сентябре крейсер прибывает к Гуадалканалу и 26 октября участвует в бою у островов Санта Крус. 30 ноября в бою у Тассафаронга “Пенсакола” получает серьезные повреждения. Торпеда попадает в левый борт под грот-мачту. На корабле начинается сильный пожар, взрывается часть боезапаса в башне № 3. При этом погибли 125 человек, еще 68 человек были ранены. После временного ремонта в Тулаги крейсер уходит в Эспириту-Санто, а оттуда — в Пирл-Харбор. До ноября 1943 крейсер находится в ремонте. В этом же месяце он возвращается в строй и участвует в обстреле Тараны, а также в дальнейших операциях на Маршалловых островах. В апреле 1944 после короткого ремонта на верфи Мэр Айленд “Пенсакола” уходит на север Тихого океана. 13 августа 1944 он возвращается в Пирл-Харбор. Далее он участвует в ударе по Уэйку, битве за Лейте и бою у мыса Энганьо. С ноября крейсер участвует в обстрелах Иводэимы. 17 февраля 1945 он получает попадания 6 снарядов с береговых батарей. Погибло 17 человек, 119 было ранено. После ремонта “Пенсакола” снова участвует в обстрелах берега, теперь у Окинавы. 15 апреля он уходит в США для ремонта, который завершается 3 августа. После этого “Пенсакола” действует на Алеутских островах. Всего за годы войны крейсер заслужил 13 боевых звезд. Списанный корабль был использован в качестве мишени при испытании атомных бомб на атолле Бикини 25 июля 1946. После дезактивации и тщательного изучения корабль был затоплен возле Кваджеллейна 10 ноября 1948. Интересно отметить, что крейсер послужил мишенью, числясь в составе флота. Он входил в ОС 1. как действующая единица.

СОЛТ ЛЕЙК СИТИ До 12 сентября 1939 крейсер находился в составе 2 дивизии крейсеров, а потом был переведен в 5 дивизию. В сентябре 1933 его переводят в 3 дивизию. Почти все это время он действует на Тихом океане. В составе ОС 8 “Солт Лейк Сити” пытается доставить подкрепления на Уэйк в декабре 1941. В январе -феврале 1942 действует на Маршалловых и Гилбертовых островах, обстреливая вражеские позиции. Позднее он принимает участие в рейде против Уэйка. В апреле “Солт Лейк Сити” участвует в рейде Дулитла против Токио. В июне в Пирл-Харборе его переводят в ОС 17, а в июле перебрасывают к Гуадалканалу. В составе ОС 61 он участвует в бою у Восточных Соломоновых островов. В октябре в бою у мыса Эсперанс крейсер получает попадания 3 снарядов, хотя повреждения оказались невелики. С ноября 1942 по март 1943 крейсер ремонтируется в Пирл-Харборе, а потом уходит на Алеутские острова. 26 марта в составе OГ 16.6 он участвует в бою у Командорских островов и получает тяжелые повреждения от артогня японских крейсеров. В него попали 4 снаряда, крейсер имел крен 5', потерял ход. Но японцы почему-то не добили беспомощный корабль. Ремонт проводится на верфи Мэр Айленд. В октябре “Солт Лейк Сити” возвращается в Пирл-Харбор. Он участвует в рейдах авианосцев против Уэйка, Рабаула и Таравы. В январе 1944 крейсер действует на Маршалловых островах в составе ОГ 50.15. В марте -апреле он участвует в операциях против западных Каролинских островов, а потом снова уходит на ремонт. В июле крейсер возвращается на Алеутские острова, но уже в середине августа снова прибывает в Пирл-Харбор. После ударов по Уэйку и Сайпану он участвует в битве за Лейте. Позднее “Солт Лейк Сити” участвует в операциях у Иводзимы и Окинавы. В августе 1945 он возвращается на Алеутские острова, а после окончания войны участвует в оккупации Хонсю. Крейсер заслужил 11 боевых звезд и благодарность командующего флотом. После войны он использовался в качестве мишени и был потоплен 25 мая 1948 у берегов Калифорнии.

Наверх



Сайт управляется системой uCoz