История создания и боевой службы лёгких крейсеров типа Atlanta

   После закладки в декабре 1936 крейсеров типа «Бруклин», Соединенные Штаты не строили новых крейсеров до апреля 1940, то есть около 40 месяцев. Это было следствием Лондонского договора и его ограничений, а также внутренних разногласий в командовании американского флота. Политический и финансовый климат был благоприятным, но никак не удавалось найти общую точку зрения на характеристики новых крейсеров. Второй Лондонский договор ограничил водоизмещение крейсеров 8000 тонн, а калибр орудий 6". По­этому американцы сначала склонялись в пользу многоцелевого корабля, вооруженного двухорудийными 6" башнями, что-то вроде миниатюрного «Бруклина». Но голоса разделились между таким крейсером и более маленьким, предназначенным для действий вместе с эсминцами. Кроме того, проект 152/47 Мм башен был далек от завершения, и на него нельзя было рассчитывать. В действительности этот проект был завершен только в 1945. В результате был взят совершенно новый курс. Новые 127/38 мм орудия уже показали свои достоинства, и было предложено вооружить новый крейсер этими орудиями. В декабре 1936 было рекомендовано построить 10 кораблей водоизмещением от 5 до 7 тысяч тонн, были созданы эскизные проекты. Было рассмотрено несколько проектов с различными комбинациями 6" и 5" орудий. Один из Проектов сильно напоминал построенные позднее крейсера типа «Кливленд». Стало ясно, что при водоизмещении 8000 тонн не удастся удовлетворить все требования к новому кораблю, поэтому в конце 1937 было окончательно решено отказаться от 6" орудий. Все усилия были сосредоточены на разработке проектов с 5" орудиями. Предварительный проект был закончен к июлю 1938. Корабль должен был иметь стандартное водоизмещение 6000 тонн. Чертеж корпуса напоминал «Бруклин» с его транцевой кормой, хотя ангара эти корабли не имели.
   Броневой пояс толщиной 95 мм прикрывал машинные отделения. Более узкий подводный пояс в носу и корме прикрывал погреба. Это пояс был включен в конструкцию корпуса и не имел под собой обшивки. Палуба имела толщину 32 мм. Двойное дно поднималось вверх и стыковалось с ней. 95 мм поперечные траверзы замыкали пояс. Остальное бронирование ограничивалось 32 мм броней башен и рабочих отделений и 65 мм броней боевой рубки. В целом вес брони составлял 585,5 тонн или 8,9% стандартного водоизмещения. Кстати, отсюда видно, что эти корабли отнюдь не планировались, как крейсера ПВО. Скорее, это был аналог малых крейсеров типа «Тромп» или «Капитани Романи». Наличие всего 2 ПУАЗО также не позволяло вести эффективный огонь по большому числу воздушных целей.
   Машинная установка этих кораблей была несколько необычной для американских крейсеров. Двухвальная установка напоминала об их «миноносном» предназначении. 4 котла высокого давления (665 фн/кв.дм, 850* F) были расположены в 2 котельных отделениях. Машины развивали мощность 75000 ЛС, что обеспечивало скорость 32,5 узла. Любопытно отметить, что в свое время распространялись слухи, будто эти корабли могут развивать 40 узлов, хотя в действительности они даже близко не подходили к этому значению. «Атланта» на испытаниях развил 33,67 узла при мощности 78985 shp и водоизмещении 7404 тонны. Однако увеличение водоизмещения при различных модернизациях вело к неизбежному снижению скорости.
   Вторая группа из 4 кораблей была заказана 9 сентября 1940 согласно Программе увеличения флота от этого года. Они повторяли первую группу, но бортовые 5" башни были заменены спаренными 40 мм Бофорсами, что довело количество таких установок до 8. На кораблях были установлены 14 - 20-мм автоматов, но их число было увеличено до 18. Торпедные аппараты были сохранены. В конце войны для уменьшения верхнего веса было решено снять торпедные аппараты, но это было сделано только на «Окленде» и «Таксоне».

АТЛАНТА Крейсер вошел В состав 10 дивизии в качестве флагмана. После этого он переводится из Атлантики на Тихий океан в 11 дивизию тоже в качестве флагмана. В июне 1942 он находился в составе ОС 16, участвует в битве при Мидуэе. Крейсер участвует в боях за Гуадалканал в составе ОГ 61.2, в частности, в бою у Восточных Соломоновых островов 24 — 25 августа. В октябре в составе ОС 64 он участвует в бою у островов Санта Крус. В ноябре он прикрывает переброску подкреплений на Гуадалканал. В ночном бою 12 - 13 ноября крейсер был торпедирован эсминцем «Акацуки» и получил 18 - 203-мм снарядов с крейсера «Сан-Франциско», который принял его за японца. Потери в личном составе были тяжелыми, погиб адмирал Скотт. Крейсер потерял ход и на следующий день затонул в 3 милях от берега Гуадалканала. За свою службу «Атланта» получил 5 боевых звезд и благодарность президента «за героический пример несгибаемого боевого духа».

ДЖЮНО Сначала крейсер действовал в Атлантике в составе 10 дивизии, а потом в составе 8 дивизии. Участвовал в блокаде принадлежащих Виши островов Мартиника и Гваделупа. 22 августа 1942 прибыл на Тихий океан и был включен в состав 11 дивизии. В нее входили все крейсера данного типа, построенные во время войны. В начале сентября в составе ОС 18 находился в районе Гуадалканала. Принимал участие в спасении экипажа авианосца «Уосп», потопленного японской подводной лодкой 15 сентября. В составе ОС '17 участвовал в рейде против островов Шортленд и бою у островов Санта Крус. В начале ноября в составе ОГ 62.4 прикрывал переход конвоев из Нумеа на Гуадалканал. В ночном бою 12 ноября получил попадание торпеды в левый борт напротив носовой кочегарки. С большим креном на малой скорости попытался покинуть место боя, но севернее Гуадалканала получил в то же место торпеду с подводной лодки I -26. Сдетонировали погреба, и крейсер затонул в течение 20 секунд. Спаслось всего 10 человек. На нем погибли служившие матросами 5 братьев Салливан, в честь которых потом был назван эсминец типа «Флетчер» (Sullivans DD-537). 3a свою недолгую карьеру «Джюно» получил 4 боевые звезды.

   САН ДИЕГО Крейсер прибыл в одноименный город 16 мая 1942. Участвовать в боях он начал на Соломоновых островах. Сначала «Сан Диего» сопровождал конвои из Эспириту-Санто. 2 октября он участвовал в сорвавшемся набеге на острова Шортленд, а через пару недель — в бою у островов Санта Крус. Потом он участвовал в ряде операций, включая высадку десантов на Мунде и Бугенвилле. Летом 1943 он вошел в состав англо-американского авианосного соединения ОГ 36.6, состоявшего из «Саратоги» и «Викториеса», поддерживавшего высадку на Нью Джорджии. В ноябре он снова действует в составе авианосной группы ОС 38 во время рейдов против Рабаула и Таравы. В декабре 1943, после проведения десантной операции на Гилбертовых островах, крейсер участвует в рейде против Кваджеллейна. После этого «Сан-Диего» уходит на ремонт в Соединенные Штаты. Он возвращается в Пирл-Харбор в январе 1944. В составе ОС 58 «Сан Диего» участвует у ударе по японским базам на Маршалловых островах, высадке на Эниветоке и ударе по Труку. После этого он снова уходит на ремонт в Сан-Франциско. Вернувшись в район боев, в мае 1944 он участвует в рейдах на Маркус и Уэйк, прикрывает высадку на Сайпан. Позднее он участвует в бою в Филиппинском море, высадках на .Гуам и Тиниан, ударе по Палау. В октябре «Сан Диего» сопровождает авианосцы, нанесшие удар по Формозе. После этой операции крейсер сопровождает на Улити поврежденные крейсера «Канберра» и «Хьюстон», Остаток войны он действует в составе Быстроходного Авианосного Соединения - атаки Формозы, Филиппин, Индокитая, Японии, бои за Окинаву. Он был первым американским кораблем, вошедшим в Токийскую бухту. 18 марта 1949 получил обозначение CLAA-53. За годы Второй Мировой войны «Сан Диего» заслужил 16 боевых звезд.

САН ХУАН Крейсер присоединился к ОС 18 в июне 1942 в Сан Диего. Он сопровождал на Соломоновы острова конвой с войсками для высадки в Тулаги. 8 августа в бою у острова Саво он находился в составе восточного соединения и контакта с японцами не имел. В бою у Санта Крус крейсер действовал в составе ОС 61 и был поврежден невзорвавшейся бомбой, которая пробила насквозь корму. В декабре 1942 он участвовал в рейде на Кваджеллейн. В 1943 он служил вместе с быстроходными авианосцами, участвовал в атаках Палау, Япа, Улити, высадке в Холландии. Летом 1944 он участвовал в бою в Филиппинском море. После захвата Гуама и удара по Иводзиме крейсер ушел в Сан-Франциско на ремонт, который длился с августа по ноябрь. После этого «Сан Хуан» снова вошел в состав ОС 38 и участвовал в ударах по аэродромам Бука и Бона. В декабре он участвовал в операциях в Южно-Китайском море, у Формозы, в атаках против Филиппин. В марте 1945 начались удары по Иводзиме и Окинаве. «Сан Хуан» был поврежден во время тайфуна 5 июня 1945, но в июле снова участвовал в боях в составе ОГ 38.4. Уже находясь в резереве, 18 марта 1949 крейсер получает обозначение CLAA-54. За годы Второй Мировой войны «Сан Хуан» заслужил 13 боевых звезд.

ОКЛЕНД Крейсер был первым кораблем второй серии и вошел в строй только в июле 1943. После тренировок в отечественных водах, в ноябре он отправился на юг Тихого океана и вошел в состав ОГ 50.3 для удара по островам Гилберта. В феврале 1944 в составе ОГ 58.1 он участвовал в ударе по Маршалловым островам. ВА следующем .месяце был проведен рейд на Т рук. В марте был нанесен удар по архипелагу Бисмарка, а потом - по островам Трук, Палау Уэйк. Летом «Окленд» действовал в районе Марианских островов в составе ОГ 58.1. Были проведены атаки Гуама, Иводзимы, Титидзимы. 4 авгус­та американские разведывательные самолёты обнаружили японский конвой возле Титидзимы. Была сформирована группа из крейсеров «Окленд», «Санта Фе», «Мобайл», «Билокси» и 51 дивизиона эсмин­цев. В проливе между островами Отото и Ёмедзима были потоплены миноносец «Мацу» (эсминцами), танкер и большой сухогруз (крейсе­рами). В сентябре начались атаки Филиппин и Окинавы. В составе ОГ 38.2 «Окленд» участвовал в ударе по соединению Куриты в бою у острова Самар 25 октября 1944. В декабре крейсер ушел на верфь Мэр Айленд на ремонт. Он вернулся на Улити 30 марта 1945 и вошел в состав ОГ 58.4. Вместе с этой группой крейсер участвовал в заключительных военных операциях. Единственный из крейсеров первых двух групп, продолживший активную службу после Второй Мировой войны. 18 марта 1949 получил обозначение CLAA-95. За время службы «Окленд» получил 9 боевых звезд.

РЕНО Крейсер вошел в состав 5 Флота перед атаками островов Маркус И Уэйк в мае 1944. Летом он сопровождал авианосцы во время рейдов против Сайпана, Пагана, островов Бонин, Гуама, Палау. В октябре он действовал у Филиппин в составе. ОГ 38.3, во время рейдов против Формозы. Крейсер получил небольшие повреждения, когда сбитый торпедоносец врезался ему в корму. 4 ноября, во время высадки на Лейте, «Рено» получил попадание торпедой в ле­вый борт в кормовое машинное отделение с подводной лодки I - 41. Несмотря на сильные пожары и затопления, крейсер сохранил ход. Он едва не перевернулся, но добрался до Улити. После временного ремонта, крейсер ушел в США. Капитальный ремонт затянулся до окончания войны. Состоя в резерве, 18 марта 1949 получил обозначение CLAA-96. «Рено» заслужил 3 боевые звезды.

ФЛИНТ Прибыл на Улити в конце декабря 1944 и вошел в состав 3 Флота. Во время высадки на Лусоне действовал в составе ОГ 38.3. В составе ОГ 38.5 участвовал в первой крупном налете на Токио, высадке на Иводзиму в феврале - марте 1945. В марте - июне участвовал в рейдах, против Кюсю и Окинавы, в ударе по Уэйку в июле. В конце войны находился в японских водах. Крейсер заслужил 4 боевые звезды.

ТАКСОН Крейсер попал на Тихоокеанский театр только в мае 1945 и действовал в районе Пирл-Харбора. Он вошел в состав ОС 38 только 16 июня. «Таксон» участвовал в нескольких последних авианосных рейдах против Японии. После списания служил в каче­стве мишени. Крейсер получил 1 боевую звезду.

   Наверх

Сайт управляется системой uCoz