История создания и боевой службы лёгких крейсеров типа Brooklyn

   Если тяжелые крейсера были плодом Вашингтонского договора, то эти корабли стали детищем Лондонского морского договора 1930 года. На конференции после долгих споров Великобритания, Соединенные Штаты и Япония пришли к соглашению относительно крейсерских сил. Соединенные Штаты решили, что тихоокеанская война потребует крупных кораблей, и сделали ставку на тяжелые крейсера. Поэтому они согласились с предложенным Англией мораторием на строительство кораблей этого класса, надеясь сохранить status quo. Но договорные лимиты были практически исчерпаны, и потому Соединенным Штатам пришлось против собственной воли строить крейсера с 6" орудиями. В американском флоте бытовало мнение, что в пределах 10000 тонн можно построить крейсер с 12 - 6" орудиями с бронированием, превосходящим защиту тяжелых крейсеров. Однако уже появились хорошо бронированные тяжелые крейсера типа «Нью Орлеанс», и в результате «Бруклины» стали возвращением к крейсерам, на которых защита принесена в жертву огневой мощи.
   Работа над проектом началась осенью 1930, После того, как 21 июля сенат ратифицировал Лондонский договор. Главным требованием было сохранение больших скорости и дальности плавания. Было рассмотрено 6 вариантов. Самый большой, созданный на основе проекта тяжелых крейсеров «Нью Орлеанс», имел 3 четырехорудийные и 1 трехорудийную башни. Самый маленький при водоизмещении 6000 тонн имел 2 трехорудийные башни. В конечном итоге в начале 1931 пришли к решению строить крейсера водоизмещением 9600 тонн с 12 — 6" орудиями (4 х 3). Бронирование должно было повторять «Нью Орлеанс». Было предложено включить корабли в программу 1933 финансового года, но предложение не прошло. Вспыхнули новые споры, так как появились 28-мм зенитные автоматы и потребовалось вооружить ими корабли. В результате катапульта и ангар съехали на корму, чтобы расчистить место в средней части для установки 127 мм и 28 мм орудий.
   Изменение схемы бронирования заставило по-новому рассмотреть вопрос о расположении машин. Если бы удалось сократить длину машинных отделений, это .дало бы резерв веса для дополни-; тельной брони. Промелькнуло, но тут же пропало предложение использовать дизеля. К марту 1932 была проработана серия проектов. Все корабли имели водоизмещение 10000 тонн, вооружение от 12 до 16 — 152-мм орудий и броневой пояс толщиной до 127 мм. Длина корпуса была самой различной, так же, как и мощность машин. Тем временем появились 2 новых фактора, которые повлияли на проект — новые 152-мм снаряды и данные о строительстве японцами крейсеров типа «Могами» с 15 — 152-мм орудиями. Американцы просто не могли позволить себе иметь крейсера с более слабым вооружением. 
   Финальный проект имел 5 трехорудийных 152-мм башен. Исчез полубак, ангар разместился под квартердеком. Однако, котельные отделения все еще были сгруппированы впереди машинных. Была использована продольная схема набора, что помогло сэкономить вес. Но здесь конструкторы перестарались. «Саванна» получил серьезные повреждения носовой части во время шторма в 1939, которые стали следствием слабости корпуса.
   Броневой пояс имел толщину 127 мм на ватерлинии и устанавливался на 25-фн обшивке. Броневая палуба имела толщину 52 мм. Пояс замыкали траверзы толщиной 127 - 52 мм. Погреба прикрывали внутренние продольные переборки 52 мм. Барбеты имели толщину 152 мм. Общий вес брони составлял 1798 тонн или 13,76% стандартного водоизмещения. Зона неуязвимости новых крейсеров под огнем 152-мм орудий находилась в диапазоне 40 — 115 каб.
    Крейсера были вооружены новыми 152/47 орудиями Mark 16 с весом снаряда 59 кг и раздельно-гильзовым заряжанием. Установки имели предельный угол возвышения 60° и максимальную дальность стрельбы 130 кабельтов при угле возвышения 47°. Лобовая броня башен имела толщину 165 мм. Так как 28-мм автоматы еще не были доработаны, легкое зенитное вооружение составляли только 12,7-мм пулеметы.
   4 корабля были заказаны по чрезвычайной программе 1933 года, еще 3 были заказаны в 1934 году (CL-46 - CL-48). Позднее были добавлены еще 2 корабля для замены первых 2 крейсеров типа «Омаха». Эта пара (CL-49 и CL-50) была построена по измененному проекту. Использование новых котлов высокого давления позволило сократить размеры котельных отделений. Эти котлы использовали пар температурой 700'F при давлении 565 фн/кв. дюйм. Кроме того, появилась возможность разместить котлы 2 группами, каждая со своим постом управления. Машинные отделения были разделены одной из групп котельных отделений, то есть снова вернулся эшелонный принцип. Другим важным различием стало новое зенитное вооружение. Эти корабли несли новые 127/38 универсальные орудия в спаренных установках.   
   Сначала крейсера получили открытые мостики поверх существующих надстроек, но с 1942 началась модернизация кораблей. Высота мостиков снижалась, а боевые рубки вообще снимались. Зенитное вооружение усилили, добавив 4x4- 28-мм автомата. Так как этих установок не хватало, появилась временная комбинация из 2.— 76/50 орудий и 2 х 4 - 28-мм автоматов. Но к ноябрю 1941 такое вооружение получил только крейсер «Хелена». Однако во время ремонта повреждений, полученных в Пирл-Харборе, зенитки сняли и с него, чтобы передать на «Феникс» и «Гонолулу». Штатные места 28-мм автоматов располагались так: напротив фок-мачты и над пер­вой возвышенной 127-мм установкой. Но на CL-49 и CL-5Q они уста­навливались на главной палубе напротив переднего и заднего кон­цов надстройки. 76-мм зенитки простояли на крейсерах довольно долго. «Саванна» имел их до августа 1942, а «Феникс» - даже до февраля 1943. Первым шагом по усилению зенитного вооружения стала установка радара и 20-мм автоматов. В конце 1942 было ре­шено установить по 4x4»4x2- 40-мм автоматов. Впрочем, зенитное вооружение различных кораблей различалось довольно сильно. К концу войны CL-46 и CL-47 имели 28 - 40 мм (4 х 4 + 6 х 2) и 20 - 20 мм (10 х 2), хотя CL-43 имел только 2 спаренных Эрликонов. Остальные крейсера несли одиночные 20-мм автоматы: 19 - «Феникс», 18 — «Бойз», 8 — «Сен-Луи», «Феникс» и «Бойз» имели по 4 х 2 - 40 мм. «Саванна» после повреждения 11 сентября 1943 у Салерно управляемой бомбой «Фриц-X» прошел капитальную модернизацию. Он получил були, которые увеличили ширину корпуса до 21,2 м. Одиночные 127/25 мм орудия были заменены 127/38 спаренными. Були получили также «Бруклин», «Филадельфия» и «Гонолулу», но их не перевооружали.

БРУКЛИН В 1938 крейсер вошел в состав 8 дивизии. В мае 1941он находился в Атлантике и прикрывал перевозку американских войск в Исландию. До конца 1941 «Бруклин» действовал в составе Нейтрального патруля. После вступления в войну Соединенных Штатов крейсер занимался проводкой конвоев в Северной Атлантике между Англией и США. 3 сентября крейсер спас 1173 солдата с борта загоревшегося войскового транспорта «Уэйкфилд». В октябре 1942-«Бруклин» участвовал в операции «Торч». 8 ноября он поддерживал огнем войска в районе Федалы. Невзорвавшийся снаряд с береговой батареи повредил 2 орудия и ранил 5 человек. Вместе с тяжелым крейсером «Огаста» «Бруклин» имел столкновение с французским легким крейсером «Примоге». В первой половине 1943 он занимался проводкой конвоев из США в Северную
Африку. В июле «Бруклин» участвовал в высадке десанта в Сицилии. Он действовал в составе ОС 86 у Ликаты. После этого в составе ОС 81 в январе 1944 он участвовал в операции у Анцио. В августе 1944 в составе ОС 87 «Бруклин» участвует в высадке десанта на юге Франции. В ноябре 1944 он возвращается в Соединенные Штаты на ремонт. На верфи ВМФ в Нью-Йорке крейсер находится до мая 1945. В боях на Тихом океане крейсер участия не принимает. В годы войны «Бруклин» заслужил 4 боевые звезды. 3 января 1947 крейсер зачислен в резерв, а 9 января 1951 продан Чили и получает название «О'Хиггинс».

ФИЛАДЕЛЬФИЯ Крейсер тоже был передан 8 дивизии крейсе­ров и 27 июня 1938 становится ее флагманом. В июне 1939 он переходит на Тихий океан, но потом возвращается в Атлантику для участия в Нейтральном патруле. Он также входит в состав эскадры, обеспечившей оккупацию Исландии. После в 1942 этого «Филадель­фия» сопровождает конвои между США и Исландией, а также Анг­лией. В сентябре 1942 он входит в состав Западного Оперативного Соединения время операции «Торч». 24 ноября крейсер возвра­щается, в Соединенные Штаты и до марта 1943 сопровождает конвои между Америкой и Северной Африкой. В ходе подготовки к высадке в Сицилии крейсер передают ОС 85. Высадка начинается 10 июля. С этого дня и до августа крейсер занимается огневой поддержкой войск на берегу. В сентябре «Филадельфия» действует в районе Салерно, обстреливая немецкие позиции. Он получает лег­кие повреждения от близких разрывов управляемых бомб. В начале ноября крейсер уходит в Оран, а 6 ноября оттуда - в США. После ремонта на верфи ВМФ в Нью-Йорке в декабре — январе крейсер возвращается на Средиземное море и действует у плацдарма Анцио с середины февраля до конца мая 1944. Во время высадки в Южной Франции он входит в состав ОС 85 и действует на Среди­земном море до октября. Крейсер проходит очередной ремонт на верфи Филадельфии с ноября 1944 по май 1945. В годы Второй Мировой войны крейсер заслужил 5 боевых звезд. Продан Брази­лии 9 января 1952, получил название «Барросо».

САВАННА Крейсер совершил несколько заграничных плаваний в Атлантике в первые годы службы. В июне 1939 он ушел на Западное Побережье, где служил до 19 мая 1941. После этого он снова вернулся в Атлантику. 17 июня «Саванна» становится флагманским кораблем 8 дивизии крейсеров, действует в составе Нейт­рального патруля; После начала войны крейсер остается в, Атлантике. В октябре 1942 в составе Западного Оперативного Соединения он участвует в операции «Торч». После завершения десантной операции крейсер возвращается в США и вместе с эскортным авиа­носцем «Сэнти» действует в составе патрулей в центральной и южной Атлантике. 15 февраля 1943 вместе с эсминцем «Эберле» крейсер перехватил блокадрпрорыватель «Кота Къянди», взорванный своей командой. В мае 1943 крейсер возвращается на Среди-. земное море. Во время высадки в Сицилии он обстреливает бере­говые цели. При это были сбиты 3 его бортовых гидросамолета, корректировавших огонь. 11 сентября во время боев у Салерно крейсер получает попадание радиоуправляемой бомбы FX-1400. Она пробила крышу башни Ne 3 и взорвалась в погребе, выбив днище корабля. Быстрое поступление воды не дало взорваться боеприпасам. Корабль принял много воды и временно потерял ход. Потери в личном составе были очень тяжелыми, погибли 197 человек. Крейсер ушел на Мальту и после временного ремонта отправился в США. Ремонт закончился в сентябре 1944,'после чего крейсер использовался на Восточном Побережье в основном в роли ученого корабля. В годы Второй Мировой войны крейсер «Саванна» заслужил 3 боевые звезды.

НЭШВИЛЛ Крейсер служил в Атлантике до июня 1939. Следующие 2 года крейсер провел на Тихом океане, но в мае был снова отправлен в Атлантику. В середине июня он прибыл в Бостон, что­бы обеспечить перевозку войск в Исландию. После этого он участвует в Нейтральном патруле, базируясь на Бермуды. В марте 1942 вместе с авианосцем «Хорнет» он уходит на Тихий океан. Вместе с ним он участвовал в рейде Дулитла на Токио 17 апреля 1942. В мае «Нэшвилл» в составе ОС 8 действует на Алеутских островах. После этого крейсер уходит на юг и входит а состав ОС 67 в Эспириту Санто как флагманский корабль. Он участвует «заключительных боях на Гуадаяканале в начале 1943, обстреливает Мунду. В мае 1943 крейсер участвует в операциях на Новой Джорджии ив заливе Велья, снова обстреливает Мунду. Но 12 мая во время обстрела японского, аэродрома на Коломбангрё в башне № 1 взорвался пороховой заряд. Крейсер уходит на ремонт на верфь Мэр Айленд. «Нэшвилл» возвращается в Пирл-Харбор 12 августа 1943 и сопровождает авианосное ОС 15 во время рейда против островов Маркус и Уэйк. В декабре 1943 в составе ОГ 74.2 крейсер участвует в высадке десанта на мысе Глостер. В январе 1944 «Нэшвилл» участвует в высадке десанта в Сейдоре, Новая Гвинея, обстреливает японские войска, когда те пытаются эвакуировать Маданг. В феврале высаживаются десанты на островах Адмиралтейства, в марте крейсер в составе ОС 74 обстреливает острова Хаувей и Норило. В апреле в составе ОС 75 он участвует в высадке десантов в Холландии и Айтапе, а в мае — на Биаке. Следующей крупной операцией стала высадка десанта на Моротай 15 сентября. «Нэшвилл» участвовал в ней в составе ОГ 75,2. В декабре 1944 в качестве флагмана ОГ 78.3 он участвует в высадке десанта на Миндоро. 13 декабря в него врезается камикадзэ, погибли 133 человека и 190 были ранены. Он ушел на ремонт в Пьюджет Саунд. После ремон­та крейсер 16 мая приходит в бухту Субик и становится флагманом ОС 74. Он участвует в высадке десанта на Борнео. После войны крейсер действует в китайских водах. «Нэшвилл» заслужил 10 боевых звезд в годы Второй Мировой войны. 9 января 1951 крейсер подают Чили, и он получает название «Капитан Прат». В 1982 его переименовывают в «Чакабуко».

ФЕНИКС Крейсер вошел в состав 9 дивизии и находился в Пирл-Харборе 7 декабря 1941, но повреждений не получил. Он немедленно вышел в море на поиски японского флота, которые завершились ничем. После этого он занимался сопровождением конвоев между США и Австралией, в начале 1942 действовал в Индийском Океане. В составе ОС 44 в 1943 крейсер действовал на юго-западе Тихого океана совместно с силами АНЗАК. В марте 1943 ОС 44 превращается в ОС 74, но в апреле «Феникс» уходит, в Филадельфию на ремонт. После ремонта он совершает поход в Северную Африку, а потом возвращается в 7 Флот на Тихий океан. В составе ОГ 74.2 крейсер участвует в высадке десанта на мыс Глостер в конце декабря, в январе поддерживает высадки десантов на Новой Гвинее. После этого он действует на островах Адмиралтейства, в районе Холландии и Биака, оказывая артиллерийскую поддержку войскам. В сентябре он участвует в высадке десанта на Моротай, а в октябре действует у Лейте в составе ОТ 73.3. В январе 1944 «Феникс» прикрывает высадку на Лусон, в феврале - на Батаан и Коррехидор, в марте - на Минданао. Потом он действует в районе Филиппин и Борнео, но 15 августа 1945 возвращается в Пирл-Харбор. 12 апреля 1951 крейсер продан Аргентине, а 17 октября 1951 входит в строй как «17 де Октобре», в 1956 переименован «Генерал Бельграно». 3 мая 1982 он торпедирован и потоплен британской атомной подводной лодкой «Конкерор» у Фолклендских островов.

БОЙЗ Еще один крейсер, который после ввода в строй был передан 9 дивизии в составе Линейных Сил. В начале войны он находился на Дальнем Востоке, но не участвовал в решающих битвах, так как сел на мель 21 января 1942 и ушел на ремонт на верфь Мэр Айленд. До начала боев за Гуадалканал в основном сопровождал конвои. Однако 11 октября 1942 в бою у мыса Эсперанс крейсер получил тяжелые повреждения. Снаряд с японского крейсера «Аоба» лопал ниже ватерлинии и вызвал пожар в перегрузочном отделении башни № 1. Но пожар был потушен водой из пробоины. Крейсер
ремонтировался в Филадельфии до 20 марта 1943. После ремонта был переведен на Средиземное море, участвовал в высадках десантов в Сицилии и Салерно. Однако, 8 июня покинул Средиземное море и ушел на Тихий океан. В декабре «Бойз» прибыл к Новой Гвинее, действовал на Филиппинах и Борнео. В июле 1945 ушел в Сан Педро на ремонт. За годы войны «Бойз» заслужил 11 боевых звезд. Продан Аргентине 12 января 1951, получил название «9 де Юлио». 

ГОНОЛУЛУ Крейсер служил флагманом крейсеров, приданных Линейным Силам, и флагманом 9 дивизии крейсеров. Он находился в Пирл-Харборе во время японской атаки и получил мелкие повреждения. До мая 1942 он прикрывая конвои, следующие из Соединенных Штатов в Австралию. После этого крейсер был переброшен на Алеутские острова. В ноябре «Гонолулу» прошел ремонт на верфи Мэр Айленд и отправился на Гуадалканал. Он участвовал в бою у Тассафаронга, не получив повреждений. В районе Гуадалканала крейсер находился до начала 1943. В мае 1943 «Гонолулу» в составе ОС 68 действует у Нью Джорджии, а в июле - в заливе Кьюла в качестве флагмана ОГ 36.1. В бою в заливе Кьюла 5-6 июля вместе с другими крейсерами он топит артогнем японский эсминец «Ниидзуки». Через несколько дней в бою у Коломбангры, вместе с крейсером «Сен-Луи», он топит крейсер «Дзинцу», но при этом получает попадание 2 торпедами. Взрывается только одна. Она оторвала крейсеру носовую часть до шпиля. Крейсер вернулся в США для ремонта, который заканчивается в ноябре. В феврале 1944 «Гонолулу» действует у Новой Ирландии в составе ОС 38. До июня он находится на Соломоновых островах. В составе ОГ 52.10 он участвует в высадке десанта на Сайпан. Позднее крейсер участвует в операциях у Гуама, Палау, Маркуса. В октябре начинаются операции на Филиппинах. 20 октября в заливе Лейте «Гонолулу» получает попадание авиаторпеды. Крейсер тяжело поврежден, и ремонт заканчивается только в октябре 1945. За годы войны крейсер награжден 8 боевыми звездами.

СЕН-ЛУИ Крейсер служил в Нейтральном патруле в Карибском море до сентября 1940, а в декабре был переведен в Пирл-Харбор. Там он и находился во время японской атаки. В январе в составе ОС 17 крейсер участвовал в ударе ло Маршалловым островам, после чего до мая занимался проводкой конвоев из Соединенных Штатов на Юг Тихого океана. После этого крейсер был переброшен на Алеутские острова. В октябре 1942 он проходил ремонт на верфи Мэр Айленд. В начале декабря «Сен-Луи» вернулся на Соломоновы острова. В июне 1943 он участвовал в высадке десанта на Нью Джорджии, в составе ОГ 36.1 прикрывал операции в заливе Кьюла. Ночью 5 — 6 июля «Сен-Луи» участвовал в бою в заливе Кьюла, а 12 -13 июля — в бою у Коломбангры. Там он получил попадание торпеды с японского эсминца, которая оторвала ему носовую часть. После временного ремонта в Тулаги и Эспириту-Санто крейсер ушел на верфь Мэр Айленд. Капитальный ремонт завершился в ноябре 1943. Крейсер участвует в боях за Бугенвилль, в составе ОС 39 действует на островах Шортленд, Соломоновых, Бисмарка, у берегов Новой Ирландии. 14 февраля 1944 «Сен-Луи» получает попадание бомбы. 23 человека погибли, 20 ранены. Скорость крейсера снизилась до 18 узлов. После ремонта в мае «Сен-Луи» передан ОС 52, а в июне участвует в обеспечении высадки на Сайпан и в бою в Филиппинском море. С июля по октябрь он снова ремонтируется в США, но успевает вернуться в середине ноября к Лейте. И тут же, 27 ноября, крейсер получает попадание камикадзэ. Ремонт в США тянется до марта 1945. В том же месяце «Сен-Луи» приходит на Улити. Он участвует в рейдах авианосцев против Японии и Окинавы, вместе с ОС 95 действует в Южно-Китайском море. В августе 1945 крейсер передан ОС 73 в районе Шанхая. За годы войны крейсер заслужил 11 боевых звезд. В 1945 - 46 он занимается репатриацией бывших пленных. 20 июня 1946 крейсер выведен из состава действующего флота. 22 января 1951 он продан Бразилии и 29 января получает новое имя «Тамандаре».

ХЕЛЕНА Этот крейсер имел короткую, но бурную жизнь. В Пирл-Харборе он получил попадание торпедой и ушел в Соединенные Штаты на ремонт. После этого он участвовал в боях за Гуадалканал. 15 сентября крейсер спас почти 400 человек команды потопленного японской подводной лодкой авианосца «Уосп». 11 октября 1942 в бою у мыса Эсперанс «Хелена» участвует в потоплении японского тяжелого крейсера «Фурутака» и эсминца «Фубуки». 12 ноября «Хелена» участвует в бою у Саво, но не получает ни единой царапины. В новом году крейсер участвует в обстреле Нью Джорджии. Во время последних боев за Гуадалканал он входил в состав ОС 67, обстреливавшего японские позиции. 11 февраля 1943 крейсер был атакован японской подводной лодкой I -18 возле Эспириту-Санто. Но в результате лодка сама была уничтожена эсминцами «Флетчер» и «О'Беннон» с помощью бортового самолета крейсера. После ремонта в Сиднее в марте 1943 «Хелена» возвращается к Нью Джорджии. В составе ОС 68 крейсер участвует в бою в заливе Кьюла ночью 5-6 июля. Там он получил попадания 3 торпедами, разломился на части и затонул. Погибли 168 человек. Крейсер «Хелена» был первым кораблем, получившим благодарность командующего флотом. В приказах были отмечены его действия в боях у мыса Эсперанс, Гуадалканала, в заливе Кьюла. Он также заслужил 7 боевых звезд.

   Наверх

Сайт управляется системой uCoz