История создания и боевой службы тяжелых крейсеров типа New Orleans

   В 1929 американский флот начал строительство 15 крейсеров: CL-32 - 36, CL-37 - 41 и CL-42 - 46. Позднее они получили обозначение СА. Этой программе могли помешать Лондонский договор 1930 года и Великая Депрессия. Но флот в 1929 решил сэкономить время и построить 4 крейсера CL-32 — 36 по слегка измененному проекту “Нортгемптона”. Однако рухнули и эти планы.
   К тому времени, когда началось проектирование этих крейсеров, уже стало ясно, что первые тяжелые крейсера получились недогруженными, тем более, что не раз уже высказывались опасения относительно их слабого бронирования. Поэтому было решено резко усилить защиту новых кораблей, хотя Бюро кораблестроения и ремонта утверждало, что в рамках лимита 10000 тонн нельзя построить хорошо защищенный крейсер. Корпус получился на 14 фт короче по ватерлинии, а ширина была уменьшена на 4 фт по сравнению с “Портлендом”. Сокращение длины было получено за счет отказа от эшелонного расположения машин. Кроме того, длина каждого машинного отделения была сокращена на 4 фт. Это позволило сократить длину поясной брони, что дало резерв веса для увеличения ее толщины. Флот потребовал добиться зоны неуязвимости от 60 до 120 каб для 203-им снарядов весом 118 кг. Пояс теперь имел толщину 127 мм и ширину 1,4 м. На нижней кромке толщина пояса уменьшалась до 76 мм. Общая ширина пояса равнялась 2,9 м. Носовые погреба имели прикрытие 76 - 120 мм. Броневая палуба имела толщину 65 мм, которая уменьшалась до 30 мм вне погребов. Броня барбетов была увеличена до 127 мм. Крейсера получили боевую рубку с толщиной брони 65 мм. В отличии от предыдущих кораблей, эти крейсера получили защиту башен от 203-мм снарядов. Точнее сказать, закрытые орудийные установки наконец были заменены настоящими башнями. Башни имели толщину лобовой брони 203 мм. Вес брони составлял 15% стандартного водоизмещения.
   Сначала по новым чертежам планировалось построить только CL-37 -41. Но из 5 кораблей первой группы CL-32, 34 и 36 строились на верфях ВМФ, а потому можно было перейти на другие рельсы с минимальными затратами, что и сделали. По первоначальному проекту строились только CL-33 и 35 (тип “Портленд”). Вторая группа кораблей состояла из 3 единиц 1929 финансового года, 3 единиц 1930 финансового года и 1 корабля 1931 финансового года.
   СА-37 и СА-38 получили более легкие 203-мм орудия и более компактные башни. В результате толщина барбетов была увеличена до 165 мм. Однако, водоизмещение подошло вплотную к договорному лимиту, и все резервы были исчерпаны. Поэтому бронирование СА-39 и СА-44 было ослаблено, когда появилось требование установить новые 28-мм автоматы. Последний корабль данной серии -СА-44 - строился по проекту СА-39.
   Расположение машин снова было изменено. Котельные отделения были размещены впереди машинных, что создавало опасность вывода из строя обоих МО одной торпедой. В остальном машинная установка была повторением машин “Портленда”. На трех кораблях - СА-38, СА-39 и СА-44 - были установлены резервные дизель-генераторы, впервые на американских крейсерах. Но одна новая черта проекта вызвала резкую критику. Сокращение вместимости топливных цистерн вызвало значительное сокращение дальности плавания. На испытаниях “Нью Орлеане” показал 110503 shp = 32,47 узла при водоизмещении 11179 тонн.
   Первые 3 крейсера имели 203-мм орудия Mk 9 или Mk 14, а остальные — Mk 12. Легкое зенитное вооружение состояло из 8 ~ 12,7-мм пулеметов. От торпедного вооружения отказались еще на стадии проектирования. 
   Основная модернизация стала результатом рекомендаций комитета Кинга. Были установлены противоосколочные щиты к позициям 127-мм орудия (но не к самим орудиям!). Также были установлены 4 х 4 - 28-мм автомата - 2 на квартердеке, 2 - на мостике напротив штурманской рубки. Эта модернизация всех кораблей была завершена к апрелю 1942. Была срезана фок-мачта и установлен поисковый радар. Позднее были добавлены 6 — 20-мм Эрликонов. Их количество предполагалось позднее увеличить до 12. Но несколько крейсеров получили больше. Например, в октябре 1942 “Тускалуза” имел 16 - 20-мм орудий. Однако, остойчивость крейсеров приблизилась к опасному пределу, и дальнейшая модернизация должна была сопровождаться добавкой балласта. С кораблей была снята боевая рубка и перестроены мостики. Один кран был снят. Легкое зенитное вооружение было усилено, когда 28-мм автоматы заменили на 6 х 4 - 40 мм. Крейсера также получили различные комбинации одиночных и спаренных Эрликонов. СА-32 имел 14x2, СА-36 -8x2, СА-37 - 28 х 1, СА-38 - 26 х 1. Существовал нереализованный план установить спаренный Бофорс на башне № 2 на СА-36. В конце войны с кораблей сняли одну катапульту, чтобы хоть как-то сэкономить вес.

 

НЬЮ ОРЛЕАНС Крейсер служил в составе 6 дивизии на Тихом океане всю свою жизнь. Он и “Сан-Франциско” были единственными тяжелыми крейсерами, находившимися в Пирл-Харборе 7 декабря 1941. Крейсер простоял на верфи до января 1942. После этого он сопровождал конвои В Австралию и Нумеа, действовал в составе ОС 11. В мае 1942 крейсер участвует в бою в Коралловом море, там он снял 580 человек с горящего “Лексингтона”. В июне он участвует в битве при Мидуэе. В июле он входил в состав прикрытия авианосца “Саратога” и сопровождал его на ремонт, после того, как авианосец 31 августа был торпедирован японской подводной лодкой. 30 ноября в составе ОС 67 крейсер участвовал в бою у Тассафаронга. “Нью Орлеане” получил попадание торпедой в носовую часть, последовал взрыв носовых погребов. Носовая часть крейсера до башни № 2 была оторвана. В сопровождении эсминца “Мори” он добрался до Тулаги, а потом через Сидней ушел в Пьюджет Саунд на ремонт. В августе 1943 крейсер вернулся в Пирл-Харбор. После этого он .участвовал в операциях у острова Уэйк и Гилбертовых островов. В январе 1944 он обстреливает японские позиции на Кваджеллейне. В феврале он сопровождает авианосцы во время рейда против Трука. Вместе с “Миннеаполисом” он топит учебный крейсер “Катори” и эсминец “Майкадзэ”. В апреле “Нью Орлеане” прикрывает высадку десанта в Холландии. Поврежденный самолет с авианосца “Йорктаун” врезается ему в грот-мачту. Крейсер получает повреждения, но остается в строю. В середине лета “Нью Орлеане” участвует в боях у Сайпана, Трука, в бою в Филиппинском море. В октябре он участвует в операции у Лейте в составе ОС 34. В составе крейсерской эскадры адмирала Дю Боуза он топит поврежденный авианосец “Тиёда” и эсминец “Хацудэуки”. С декабря 1944 по март 1945 крейсер ремонтируется на верфи Мэр Айленд. 18 апреля он прибывает на Улити и принимает участие в высадке десанта на Окинаву. В августе “Нью Орлеане” действует в китайских и корейских водах. В годы Второй Мировой войны “Нью Орлеане” заслужил 16 боевых звезд.

АСТОРИЯ Сначала “Астория” был передан 7 дивизии крейсеров, но в 1937 был переведен в 6 дивизию, где и числился до самой своей гибели. Во время атаки Пирл-Харбора крейсер в составе ОС 11 направлялся на Мидуэй. В декабре он был передан ОС 14, которое попыталось доставить подкрепления на Уэйк. В феврале крейсер входил в состав охранения авианосца “Йорктаун” во время рейда ОС 17 против Рабаула. В. следующем месяце он был передан соединения АНЗАК и вместе с “Луисвиллом”, “Чикаго” и “Аустралией” прикрывал авианосцы во время рейда против Новой Гвинеи. В мае 1942 “Астория” участвует в бою в Коралловом море, а в июне — в битве при Мидуэе в составе ОС 16. В августе его перебрасывают к Гуадалканалу. В бою у Саво крейсер получает тяжелейшие повреждения. Крейсер, по некоторым данным, получил 65 попаданий. Погибли 216 человек, 186 были ранены. Несмотря на все усилия команды, на следующий день крейсер перевернулся и затонул “Ас-тория” заслужил 3 боевые звезды.

МИННЕАПОЛИС После ввода в строй крейсер совершил плавание в Европу. После этого его переводят в 7 дивизию на тихий океан. После начала войны он до февраля патрулирует в районе Гавайев, после чего действует в составе ОС 11. Крейсер сопровождает войсковые конвой из Панамы на юг Тихого океана. После этого его придают флоту АНЗАК, и “Миннеаполис” действует в Коралловом море и на Новых Гебридах. В марте он прикрывает авианосцы во время рейда против Новой Гвинеи. “Миннеаполис” в составе ОС 16 участвует в боях в Коралловом море и при Мидуэе. С августа ой действует на Соломоновых островах. 30 ноября в бою у Тасса-фаронга он получает попадания 2 торпед с японских эсминцев. Одна отрывает носовую часть до башни № 1, вторая попадает в котельное отделение. Крейсер после временного ремонта в Тулаги возвращается в США своим ходом. “Миннеаполис” простоял в ремонте до сентября 1943, после чего вернулся на юг Тихого океана. Он участвует в ударе по Уэйку в октябре. В ноябре -и декабре крейсер участвует в захвате Макина. В 1944 он действует на Марианских и Каролинских островах, в составе ОС 58 принимает участие в бою в Филиппинском море. Крейсер участвует в битве за Лейте, потом поддерживает высадку десантов на Батаан и Коррехидор. “Миннеаполис” действует в районе Окинавы до апреля 1945. К этому времени он полностью расстреливает свои орудия и вынужден вернуться в Соединенные Штаты на ремонт. В конце войны крейсер действует на Филиппинах. 9 августа на борту “Миннеаполиса” адмирал Томас Кинкейд принимает капитуляцию японцев в Корее. В годы войны “Миннеаполис” заслужил 16 боевых' звезд.

ТУСКАЛУЗА Крейсер служил в составе 6 дивизии сначала на Западном Побережье, а потом на Тихом океане. В начале 1939 он был переведен в Атлантику и весной совершил плавание вокруг Южной Америки. В состав эскадры, которой командовал контр-адмирал Киммел, входили также “Сан-Франциско” и “Куинси”. После начала войны в Европе крейсер участвовал в Нейтральном патруле. В августе 1941 он прикрывал перевозку американских войск в Исландию. С апреля 1942 “Тускалуза” базировался на Скапа Флоу и участвовал в проводке арктических конвоев. В сентябре он вернулся В Соединенные Штаты для ремонта перед десантной операцией в Северной Африке. В составе Западного Оперативного Соединения В ноябре крейсер участвовал в бою с французской эскадрой у Касабланки. Он повредил эсминец “Фуге” и благополучно уклонился от торпед подводных лодок “Медуза” и “Антиопа”. После завершения десантной операции крейсер вернулся в США и участвовал в проводке атлантических конвоев. В сентябре 1943 он снова вернулся в арктические воды, прикрывая авианосец “Рейнджер” во время рейда против германских баз в Норвегии. После рейда к Шпицбергену в октябре “Тускалуза” вернулся в США. В июне - июле крейсер действовал у берегов Нормандии в составе Соединения А, обеспечивавшего высадку на участке “Юта”. Последней операцией крейсера в Европе стала поддержка высадки на юге Франции. После этого Он переходит на Тихий океан и в январе 1945 присоединяется к 3 Флоту на Улити. В феврале крейсер участвует в обстреле Иводзимы. В марте он действует у берегов Окинавы, а потом его переводят в состав 7 Флота, базирующегося на бухту Субик, Филиппины. Последние месяцы войны крейсер провел в китайских и корейских водах. В годы войны крейсер заслужил 7 боевых звезд.

САН-ФРАНЦИСКО Довоенные годы крейсер провел на Тихом океана в составе 6 дивизии, однако в 1938 его переводят в Карибское море. После начала войны в Европе он участвует в Нейтральном патруле. Однако в начале 1940 его сменяет “Уичита”, а “Сан-Франциско” отправляется в Пирл-Харбор, так как он переведен в 6 дивизию. Во время японского налета крейсер ремонтировался на верфи Пирл-Харбора, но избежал повреждений. Ремонт был прекращен, и крейсер в составе ОС 14 вместе с авианосцем “Саратога” попытался доставить подкрепления на Уэйк. После этого “Сан-Франциско” в составе ОС 11 прикрывал перевозки войск между Панамой и южными районами Тихого океана. Позднее ОС 11 было передано флоту АНЗАК аля удара по Рабаулу. Но 20 февраля японцы обнаружили эскадру союзников, и начался бой между авианосной и базовой авиацией, в котором японцы потеряли 16 самолетов. Но операция была отменена. После того, как в начале марта японцы высадились в Лаэ на Новой Гвинее, ОС 11 и ОС 17 совместно атаковали их. В апреле крейсер прикрывал конвои, следующие между Соединенными Штатами и Австралией. Когда американцы высадились на Гуадаканале, “Сан-Франциско” входил в состав ОС 61, приданного Группе Авиационной Поддержки. 7 августе он стал флагманом группы крейсеров, приданных ОС 18. В конце августе “Сан-Франциско” участвует в бое у Восточных Соломоновых островов, а в октябре в составе ОС 64 — в бою у мыса Эсперанс. Там он помогает потопить эсминец “Фубуки”. В том же месяце крейсер участвует в бою у островов Сайта Крус. 12 ноября возле Лунга Пойнт в крейсер врезался поврежденный японский торпедоносец, уничтоживший кормовой КДП. 16 человек погибли, 29 были ранены. В ночь на 13 ноября крейсер участвует в бою у Гуадалканала. Крейсер получил 45 попаданий, причинивших тяжелые повреждения. Погибли 77 человек, в том числе контр-адмирал Каллахэн и командир корабля капитан 1 ранга Янг. Когда на следующий день был торпедирован и потоплен “Джюно”, его обломки засыпали “Сан-Франциско”, и погиб еще 1 человек. Однако поврежденный крейсер вернулся в США для ремонта на верфи Мэр Айленд. В феврале 1943 “Сан-Франциско” сопровождает конвой в Нумеа, а в апреле отправляется на Алеутские острова. Там он действует 4,5 месяца в составе ОС 16, обстреливает Атту и Кыску. Потом он снова возвращается на юг и в составе ОЕ 14.2.1 в начале октября наносит удар по Уэйку. В ноябре он участвует в операциях на островах Гилберта, обеспечивает огневую поддержку десанта на Макин. В декабре крейсер действует у Кваджеллейна. В 1944 “Сан-Франциско” входит в состав ОС 58 и участвует в боях у Кваджеллейна, Холландии, Сайпана, Гуама, в бою в Филиппинском море. В июле он уходит на ремонт в США и возвращается в строй только в конце октября. В конце ноября крейсер приходит на Улити и становится флагманом 6 дивизии. Он участвует в операциях на Филиппинах, в Южно-Китайском море, островах Бонин, Иводзиме. “Сан-Франциско” прикрывает высадку на Окинаву, после чего возвращается на Филиппины. После окончания войны крейсер действует в Китае и Корее. В годы войны “Сан-Франциско” заслужил благодарность президента и 17 боевых звезд.

КУИНСИ Крейсер служил в составе 8 дивизии в Атлантике. Летом 1936, во время Гражданской войны в Испании, он находился в Средиземном море. В сентябре его сменил “Рейли” и “Куинси” вернулся в Соединенные Штаты. Весной 1937 он был переведен на Западной Побережье в 7 дивизию. В начале 1939 он снова приходит в Атлантику и участвует плавании вокруг Южной Америки. Весной 1941 он участвует в Нейтральном патруле, сопровождает конвои в Кейптаун и Исландию. В марте - мае 1942 он проходит ремонт на верфи ВМФ в Нью-Йорке. После этого крейсер переводят на Тихий океан в состав ОС 18. 7 августа крейсер обстреливает японские позиции в Лунга Пойнт. 9 августа в бою у острова Саво он потоплен японскими крейсерами. Погибли 370 человек, 167 были ранены. “Куинси” успел получить 1 боевую звезду.

ВИНСЕНС После плавания в Скандинавию крейсер вошел в состав 7 дивизии, базирующейся на Западном Побережье. Однако в апреле 1939 он был переведен на восток. После начала войны в Европе “Винсенс” участвовал в Нейтральном патруле. В марте 1942 он опять был переведен на Тихий океан. В апреле он входил в состав ОС 18, обеспечивавшего рейда Дулитла на Токио. В июне крейсер участвовал в битве при Мидуэе. После небольшого ремонта в Пирл-Харборе в середине июля крейсер был отправлен на юг Тихого океана. В бою у острова Саво он был потоплен артогнем и торпедами японских крейсеров. Погибли 332 человека, 258 были ранены. За свою короткую карьеру “Винсенс” успел получить 2 боевые звезды.

Наверх

Сайт управляется системой uCoz