История создания и боевой службы лёгких крейсеров типа Omaha

  Соединенные Штаты не строили крейсеров с 1905 года, когда были заложены скауты типа “Салем”. После этого разгорелись жаркие споры относительно того, какой именно тип крейсеров нужен американскому флоту. Хотя Генеральный Совет регулярно выступал с требованиями скаутов для обеспечения действий линейного флота, постройка новых крейсеров была предусмотрена только гигантской кораблестроительной программой 1916 года. Война в Европа дала американцам возможность учесть опыт, полученный обеими сторонами. За это время было рассмотрено огромное множество проектов — от 10500 до 25000 тонн с орудиями калибром до 161, то есть от скаута до линейного крейсера. В конечном итоге было решено строить скауты.
  Первоначальные требования к скауту были следующими: скорость более 30 узлов, дальность плавания 10000 миль, водоизмещение около 8000 тонн. Вооружение кораблей: не менее 10 - 6" орудий, 4 зенитных орудия, 2 торпедных аппарата, не менее 4 самолетов, возможность постановки мин. Требования были настолько завышенными, что сразу стала понятной необходимость жесточайшей экономии
веса. В действительности корабль сначала рассматривался как огромный эсминец и не имел многих характерных деталей крейсера.
  8 июля 1916 был подписан контракт на постройку новых крейсеров. Они должны были иметь водоизмещение 7050 тонн, скорость 35 узлов, вооружение 10 — 152/53 (по 4 орудия в казематах в оконечностях и 2 орудия открыто на шкафуте), 2 — 75/50 зенитки, 2 х 2 — 533 ТА. Броневой пояс толщиной 76 мм имел ширину 5,8 м, палуба имела толщину 37 мм. Носовой и кормовой поперечные траверзы имели толщину 37 мм и 76 мм соответственно. Однако казематы имели лишь противоосколочное бронирование. Вес брони составлял всего'8% водоизмещения. Но в 1917 группа эскизного планирования выступила с предложением сократить водоизмещение до 5000 тонн, так как новый крейсер якобы имел слишком слабое вооружение для своих размеров. Но фирмы-строители отвергли новое предложение, как абсолютно нереальное.
  Одной из особенностей проекта стала попытка добиться максимального огня прямо по носу и корме. Это привело к довольно странному решению — в носу и корме появились по 4 каземата. Установить орудия на полубаке было невозможно, так как имелись только щитовые установки, и выстрелы казематных орудий делали их обслуживание невозможным. Квартердек был сохранен пустым для установки неподвижной катапульты, а высота борта на корме была снижена для облегчения постановки мин. В ходе постройки в проект внесли ряд изменений. Шкафутные орудия исчезли, зато появились двухорудийные башни. Кроме 6" орудий корабли получили по 4-3" орудия в средней части корпуса. Торпедное вооружение было усилено. В окончании полубака, над спаренными аппаратами на главной палубе, появились 3 трехтрубных аппарата, снятые с эсминцев, переоборудованных в тральщики. Были установлены 2 поворотные бортовые катапульты, но ангара крейсера не имели. Корабли могли нести по 2 гидросамолета.
  В результате этих изменений водоизмещение кораблей возросло примерно на 400 тонн, что привело к значительному снижению высоты борта, а скорость упала на 1 узел. Нижние казематы и торпедные аппараты на главной палубе стало заливать даже при слабом волнении. Чтобы хоть как-то выправить положение, почти сразу после постройки со всех кораблей эти аппараты были сняты, а часть кораблей потеряла и по паре кормовых, казематов. “Марблхед” в этом отношении оказался уникальным кораблем — один из снятых казематов был переставлен в ДП.
  При своем относительно небольшом водоизмещении корабли имели очень мощные машины. Вместе с совершенной формой корпуса это дало крейсерам высокую максимальную скорость. В первый раз машинная установка была скомпонована по эшелонному принципу, что потом было принято на всех последующих американских крейсерах, кроме “Нью Орлеанс” и “Бруклина”. Позднее такую компоновку стали использовать и все остальные страны. 12 котлов были размещены в 4 котельных отделениях (кочегарках, как их называли американцы). Между передней и задней парами КО находилось машинное отделение. Турбины и котлы были изготовлены разными фирмами, а потому ходовые характеристики кораблей имели довольно большой разброс. В результате, корабли оказались разделены на группу с “большим радиусом действия” (CL-9 — CL-13) и группу с “малым радиусом действия” (CL-4 - CL-8). Так как Соединенные Штаты обладали богатыми запасами нефти, она была принята в качестве единственного топлива. Однако, планируемой дальности плавания 10000 миль при скорости 10 узлов добиться не удалось. В действительности дальность плавания не превышала 6400 миль при скорости 10 узлов.
  В 1940 году возникло предложение переоборудовать “Омахи” в крейсера ПВО. Они должны были иметь вооружение из 4 - 152/53, 7 — 127/38 мм орудий и 6 х 4 - 28 мм автоматов. Однако это предложение было отвергнуто. Чтобы сократить перегрузку, с кораблей была снята боевая рубка и перестроен мостик. В марте 1942 было утверждено стандартное зенитное вооружение -2x4- 28 мм, которые планировалось заменить на 2 х 2 — 40 мм, и 8 - 20 мм (4 на крыльях мостика, 4 на кормовой надстройке). 7 — 76/50 мм орудий сохранились, а число 20-мм автоматов постепенно вы росло до 12. В 1942 на крейсерах установили радар. Все корабли потеряли еще пару 6" орудий, а одна 76 мм зенитка была заменена третьей 40-мм спаркой. Но часть кораблей отличалась от этого стандарта. “Рейли” имел 8 — 76 мм и 8 — 20 мм. На “Цинциннати” торпедные аппараты были заменены армейскими одиночными 40- мм автоматами. “Мемфис” сохранил 7
76-мм и только 2x2- 40 мм. На “Детройте” во время ремонта в 1945 году верхний носовой 152-мм каземат был заменен 2 х 2 - 40 мм. Он имел 8 - 76 мм и не имел торпедных аппаратов. Так как корабли привлекались к океанскому патрулированию, то до конца войны сохранили свои самолеты.

ОМАХА После ввода в строй крейсер служил в Атлантике в качестве флагмана миноносных сил, а после начала войны в Европе участвовал в Нейтральном патруле в составе 2 дивизии крейсеров, ОС 3. 6 ноября 1941 крейсер вместе с эсминцем “Сомерс” перехватил посреди Атлантики германский блокадопрорыватель “Оденвальд” (5098 тонн), который был затоплен своей командой. После вступления в войну США “Омаха” действовал в Центральной и Южной Атлантике, имея задачу перехватывать германские рейдеры и блокадопрорыватели. В январе 1944 крейсер действовал в составе ОС 41, базируясь на Ресифе, Бразилия. 4 января бортовой самолет заметил неизвестное судно, которое оказалось блокадопрорывателем “Рио Гранде” (6062 тонны). Он был потоплен крейсером и сопровождающим его эсминцем “Джуэтт”. 5 января “Омаха” перехватил блокадопрорыватель “Бургенланд” (7320 тонн), который был затоплен совей командой. В 1944 крейсер был переведен на Средиземное море, где вошел в состав ОС 86, поддерживавшего высадку в Сицилии. После обстрела вражеских береговых позиций в конце августа крейсер вернулся в Южную Атлантику. В августе 1945 “Омаха” вернулся на Восточное Побережье США. 1 ноября 1945 он был выведен из состава действующего флота. В годы Второй Мировой войны “Омаха” заслужил 2 боевые звезды.

МИЛУОКИ С 1928 крейсер служил, в основном, на Тихом океане в составе 2 дивизии крейсеров Азиатского флота. В 1933 он вошел в состав 3 дивизии крейсеров, приданной Линейному Флоту. 14 февраля 1939 севернее Пуэрто-Рико “Милуоки” обнаружил самое глубокое место в Атлантике, которое было названо “впадиной “Милуоки”. Она имела глубину 30246 фт. В конце 1940 он был переведен в Атлантику во 2 дивизию крейсеров. Сначала он участвовал в Нейтральном патруле, а после нападения на Пирл-Харбор, начал патрулирование в Карибском море. После короткого визита в Тихий океан для сопровождения ряда конвоев в начале 1942, “Милуоки” базировался на Ресифе в составе ОС 41. 21 ноября 1942 вместе с крейсером “Цинциннати” он перехватил блокадопрорыватель “Ан-нелизе Эссенбергер”, который был затоплен своей командой. В 1944 крейсер вернулся в Нью-Йорк и действовал в Северной Атлантике. В марте он сопровождал в Россию конвой JW-58. Там 20 апреля он был временно передан русским и получил название “Мурманск”. 16 марта 1949 крейсер был возвращен Соединенным Штатам и в том же году продан на слом.

ЦИНЦИННАТТИ После ввода в строй крейсер был передан 2 дивизии легких крейсеров, но в 1927 был переведен в 3 дивизию легких крейсеров Азиатского флота. В 1928 он вернулся в Атлантику. В 1932 крейсер был снова возвращен на Тихий океан в 3 дивизию. С начала 1941 и до конца войны “Цинциннатти” находился в Атлантике, в основном в составе ОС 41 в Ресифе. В августе 1944 он был временно переброшен на Средиземное море для участия в высадке десанта на юге Франции. В годы Второй Мировой войны “Цинциннатти” заслужил 1 боевую звезду.

РЕЙЛИ До Второй Мировой войны крейсер служил и в Атлантике, и на Тихом океане. В 1927 он высадил десант морской пехоты в Никарагуа, а в 1928 совершил плавание в Европу. Во время Гражданской войны в Испании участвовал в международном патруле. С лета 1938 он служил в качестве флагманского корабля миноносных сил Тихоокеанского флота. 7 декабря 1941 в Пирл-Харборе крейсер получил попадание торпеды в котельное отделение № 2, почти все машинные отделения были затоплены. Дополнительные повреждения причинил близкий разрыв бомбы. Если бы это произошло в открытом море, крейсер пошел бы на дно. Ремонт завершился в июле 1942. После этого до марта 1944 “Рейли” участвовал в боях на Алеутских островах. 18-19 февраля 1943 он участвовал в обстреле Атту, а в мае прикрывал высадку на этот остров вместе с ОГ 16.6. В августе 1943 вместе с этой же группой он обстреливал Кыску. В феврале 1944 он обстреливал японские позиции на Пара-мушире. В январе 1945 он снова участвовал в обстрелах Курильских островов. В годы Второй Мировой войны “Рейли” заслужил 3 боевые звезды.

ДЕТРОЙТ После ввода в строй крейсер был передан 3 дивизии легких крейсеров. В 1927 он входил в состав американских сил, развернутых в Никарагуа во время беспорядков, но в июне этого года стал флагманским кораблем командующего американскими морскими силами в Европе. После этого он стал флагманом флотилии эсминцев Линейных Сил. В 1939 “Детройт” стал флагманом 2 эскадры эсминцев на Тихом океане и прослужил в этом качестве д мая 1942. После этого до конца войны он входил в состав 1 дивизии легких крейсеров. 7 декабря 1941 он находился в Пирл-Харбсре. Далее он занимался проводкой конвоев между Западным Побережьем и Гавайями. В ноябре 1942 “Детройт” становится флагманом ОГ 8.6, развернутой на Алеутских островах. Там он прослужи до 1944, участвовал в обстрелах Атту, Кыски и Курил. В августе 194 крейсер перешел в Бальбоа в качестве флагмана сил Юго-Восточной части Тихого океана. До декабря 1944 крейсер находился берегов Южной Америки. 16 января 1945 он вышел на Улити, чтобы стать флагманом Группы Снабжения 5 Флота. 1 сентября “Детройт" находился в Токийской бухте во время подписания капитуляции Японии. Его последним заданием стала эвакуация демобилизованных солдат. “Детройт” за годы Второй Мировой войны заслужил 6 боевых звезд.

РИЧМОНД После ввода в строй “Ричмонд” совершил большое плавание в Европу, Африку и Южную Америку. После этого о” становится флагманом Разведывательных Сил. В 1925 крейсер ста новится флагманом крейсерской дивизии при Разведывательны) Силах. В 1927 он служил на Китайской Станции, после чего до 193' базируется на порты Восточного Побережья. В 1937 крейсер возвращается на Тихий океан и становится флагманом Подводных Сил В 1940 “Ричмонд” перебазируется в Пирл-Харбор в качестве флагмана 3 дивизии легких крейсеров. В декабре 1940 он начинает действовать в составе Нейтрального патруля на тихоокеанском побережье Америки. После вступления США в войну, “Ричмонд” до 1943 занимается проводкой конвоев. После этого он отправляется на Алеуты в качестве флагмана ОГ 16.6. 26 марта 1943 крейсер участвует в бою у Командорских островов, позднее обстреливает Атту, Кыску, Курильские острова. В июне - июле 1945 крейсер участвует в рейдах против японского судоходства в Охотском море. После окончания войны “Ричмонд” находится в Японии. За годы войны крейсер заслужил 2 боевые звезды.

КОНКОРД “Конкорд” с 1925 по 1937 служил в качестве флагмана флотилий эсминцев Атлантического флота. После этого он становится флагманом 3 дивизии крейсеров в составе Разведывательных Сил, а потом и Линейных Сил. Во время войны “Конкорд” действовал на юго-востоке Тихого океана, сопровождая конвои, до апреля 1944, когда он был переведен на Алеуты в качестве флагмана ОС 94. Он участвовал в обстрелах Курильских островов и оккупации Японии. “Конкорд” в годы войны заслужил 1 боевую звезду.

ТРЕНТОН Это крейсер также привлекался к восстановлению порядка в Никарагуа в 1928. Большую часть довоенного периода он прослужил как флагман 2 дивизии крейсеров, но в 1939 был переведен в 3 дивизию. В 1942-44 “Трентон” действовал на юге Тихого океана. После этого в сентябре 1944 он был переведен на Алеутские острова, где и находился до конца войны. В годы Второй Мировой войны “Трентон” заслужил 1 боевую звезду.

МАРБЛХЕД Крейсер начал службу с похода в Великобританию и на Средиземное море. В 1925 он совершил визит в Австралию. В 1927-28 он участвовал в операциях на реке Янцзы в Китае, а также в Никарагуа. В январе 1938 “Марблхед” был отправлен на Филиппины, где базировался на Кавите до начала войны. В составе ОС 5 в январе 1942 он атаковал японское десантное соединение возле Баликпапана, Борнео. Однако во время операции “Марблхед” получил 2 прямых попадания бомбами, несколько бомб разорвались рядом с бортом. Погибли 15 человек, 34 были ранены. Значительные затопления и потеря управления создали опасность гибели крейсера, однако, он сумел добраться до Южной Африки с заходи на Цейлон. Вернувшись в США, крейсер закончил ремонт. После этого он действовал в Центральной и Южной Атлантике, базируясь в Ресифе и Бахию, до февраля 1944. Несколько месяцев “Марблхед” провел в Северной Атлантике, сопровождая конвои, а потом перешел на Средиземное море для участия в операции “Драгун” в составе ОС 87. Это была последняя серьезная операция, после которой крейсер вернулся в США. В годы войны он был награжден 2 боевыми звездами.

МЕМФИС До начала войны крейсер действовал в Атлантике в составе 2 и 3 дивизий крейсеров. В 1939 он становится флагманом Авиационных Разведывательных Сил. За это время крейсер совершил несколько походов в Европу и Австралию. В 1927 он доставляет в США из Саутгемптона Чарльза Линдберга вместе с его самолетом. С 1928 крейсер в основном находится на Тихом океане, в 1939/41 базируется в Аляске. В апреле 1941 “Мемфис” передан Нейтральному патрулю. После вступления в войну США он действует на юге Атлантики, базируясь в Ресифе. В январе 1945 крейсер переходит на Средиземное море в качестве флагманского корабля командующего американскими морскими силами в Европе. “Мемфис” за годы войны заслужил 2 боевые звезды.

   Наверх



Сайт управляется системой uCoz