История создания и боевой службы тяжелых крейсеров типа Portland

    Эти корабли в определенном смысле были гибридом, сочетающим Элементы защитной схемы типов “Нортгемптон” и “Нью Орлеане“. Первоначально планировалось заказать серию из 5 кораблей CL (позднее СА) 32 — 36. Когда в 1932 году была утверждена постройка CL-32, это был просто “Нортгемптон” с удлиненным корпусом и без бульбового носа. Предполагалось, что это увеличит максимальную скорость крейсера. Вскоре выяснилось, что “Нортгемптоны” недогружены, и можно использовать большой резерв веса для усиления защиты. Сначала решили удлинить корпус на 8 фт в носу и 2 фт в корме, Довести поясную броню до 127 мм и добавить еще 12 мм к палубной броне. Однако, сделать удалось совсем немного. Добавочная броня появилась в виде второго слоя напротив МО и более толстого бронирования погребов. Но погреба по-прежнему поднимались над ватерлинией. Попытка обезопасить их от подводных взрывов сделала погреба уязвимыми для 8" снарядов. Во время разработки проекта не существовало понятия зон неуязвимости, но в 1933 году были проведены вычисления, которые показали, что погреба неуязвимы для 203/50 орудия на дистанциях 60 - 102 каб (кормовой) и 60 -115 каб (носовой). Пояс в районе МО пробивался с дистанции 120 каб, а палуба над ними пробивалась до дистанции 80 каб. Бронирование башен сохранилось, и 8" снаряды пробивали их на любых мыслимых дистанциях. Однако, те же вычисления показали, что погреба совершенно неуязвимы для огня 155/50 орудий, а машинные отделения не поражаются на дистанциях более 30 каб. 
    На испытаниях “Индианаполис” развил скорость 32,86 узла при водоизмещении 11144 тонны и мощности машин 108317 shp..
    В ходе войны корабли прошли модернизацию. Конструкция мостика была упрощена, грот-мачта снята. Вместо нее установили решетчатую конструкцию перед второй трубой. Модернизация завершилась в мае 1943 года.
    К началу 1942 года были установлены 4 х 4 - 28 мм автомата -2 напротив мостика и 2 между группами 127 мм орудий, а также около 12 — 20 мм автоматов. В конце войны зенитное вооружение “Портленда” составляли 4 х 4 и 2 х 2 - 40 мм Бофорсов и 17 - 20 мм Эрликонов. “Индианаполис” имел 6 х 4 - 40 мм Бофорсов и 19 - 20 мм Эрликонов. Правая катапульта была снята, а число самолетов сократилось до 2 на “Портленде” и 3 на “Индианаполисе”.

ПОРТЛЕНД Первой операцией крейсера было спасение экипажа погибшего в Атлантике дирижабля “Акрон”. Он был первым кораблем, прибывшим к месту катастрофы. В катастрофе погибли 73 человека, включая начальника Бюро Аэронавтики адмирала Уильяма Моффетта. Сначала “Портленд” входил в состав 4 дивизии крейсеров, но в следующем году был переведен в 6 дивизию. В 1935 он входил в 5 дивизию, потом опять в б дивизию. С 1936 до конца 1940 он входил в состав 5 дивизии крейсеров, включенной в Разведывательные Силы ТОФ. Всю войну “Портленд” провел в составе 4 дивизии крейсеров. Когда японцы атаковали Пирл-Харбор, “Портленд” отсутствовал в гавани. В составе авианосной группы ОС 11 он двигался к Мидуэю. Он участвовал в сорвавшейся попытке доставить подкрепления на Уэйк. До 1 мая 1942 крейсер действовал у Западного Побережья, в районе Гавайев и Фиджи. “Портленд” в составе ОС 17 участвовал в бою в Коралловом море. Когда ко дну пошел авианосец “Лексингтон”, крейсер снял с него 722 человека. Во время битвы при Мидуэе, “Портленд” входил в состав группы прикрытия ОС 17. “Портленд” вместе с другими кораблями прикрывал высадку морской пехоты в Тулаги и на Гуадалканале 7-9 августа. После этого он остался на Соломоновых островах, чтобы прикрывать плацдарм и морские коммуникации. Крейсер участвовал в бою у Восточных Соломоновых островов в составе ОС 61. Потом он участвовал в бою у островов Санта Крус, где получил попадания 3 торпед, из которых ни одна не взорвалась. В ночном бою у Гуадалканала 13 ноября 1942 в 1.58 “Портленд” получил попадание торпедой в правую раковину. Были оторваны оба внутренних винта. Руль заклинило в положении 5° на правый борт. Также была заклинена башня № 3. Крен в 4° был устранен контрзатоплением, но восстановить управление не удалось. Корабль продолжал описывать круги вправо. Утром, все еще продолжая кружить на месте, “Портленд” открыл огонь по японскому эсминцу “Юдати” с дистанции 6 миль. После шестого залпа эсминец взорвался и затонул. “Портленд” сумел добраться до Тулаги. Оттуда его на буксире увели в Сидней, где был проведен временный ремонт. После этого крейсер ушел в Соединенные Штаты на капитальный ремонт. После ремонта в конце мая 1943 “Портленд” ушел на Алеутские острова. Он принимал участие в обстреле Кыски и прикрывал высадку десанта на этот остров, но 23 сентября был отозван в Пирл-Харбор. Оттуда он ушел в Сан-Франциско и вернулся на Гавайи в середине октября. С ноября 1943 до февраля 1944 “Портленд” участвовал в операциях на Гилбертовых и Маршалловых островах. После этого он прикрывал авианосцы, проводившие 30 марта -1 апреля налеты на Палау, Яп, Улити и Волеай. Потом крейсер в составе авианосного соединения был направлен прикрывать высадку в районе Холландиа - Танамера на Новой Гвинее., После этого он участвовал в налетах на Трук. Вместе с 5 другими крейсерами и несколькими эсминцами “Портленд” обстрелял Сатаван в группе островов Но-мей. Завершив эти операции, крейсер отправился на верфь Мэр Айлейд для модернизации и ремонта. В сентябре он участвовал в высадке десанта на Пелелиу. После этого “Портленд” участвовал в бою в проливе Суригао. В начале 1945 “Портленд” участвовал в операциях в заливе Лингаен, у Коррехидора и Окинавы. После окончания военных действий “Портленд” стал флагманским кораблем вице-адмирала Джорджа Д. Мюррея, командующего Марианским военно-морским районом, который принял на Труке капитуляцию японцев на Каролинских островах. “Портленд” в годы Второй Мировой войны заслужил 16 боевых звезд.

ИНДИАНАПОЛИС Крейсер строился как флагман' Разведывательных Сил, и с ноября 1933 всю свою жизнь служил флагманским кораблем, сначала — Разведывательных Сил и 4 дивизии крейсеров. 7 декабря 1941 крейсер был передан ОС 12 и начал поиски японских кораблей, которые, по уверениям разведки, находились вблизи Гавайев. 13 декабря крейсер прибыл в Пирл-Харбор и вошел в состав ОС 11. Первый бой он провел на юге Тихого океана, примерно в 350 милях южнее Рабаула. Во второй половине дня 20 февраля 1942 американские корабли были атакованы 18 двухмоторными бомбардировщиками. В ходе боя 16 японских бомбардировщиков были сбиты. 10 марта оперативное соединение, усиленное авианосцем “Йорктаун”, атаковало вражеские порты Лаэ и Саламауа, Новая Гвинея. После этого “Индианаполис” вернулся в Соединенные Штаты для ремонта и модернизации на верфи Мэр Айленд. Завершив ремонт, крейсер сопровождал конвой в Австралию, а оттуда ушел на север Тихого океана. 7 августа оперативное соединение, в состав которого входил “Индианаполис”, в густом тумане обстреляло японские укрепления на острове Кыска. В январе 1943 “Индианаполис” участвовал в высадке десанта на Амчитку. Ночью 19 февраля “Индианаполис” с 2 эсминцами патрулировал юго-западнее Атту, пытаясь перехватить вражеские корабли с подкреплениями и грузами для Атту и Кыски. Американские корабли обнаружили транспорт “Акаганэ Мару”, который попытался отстреливаться, когда крейсер открыл огонь. Вскоре японец взорвался и затонул, поэтому можно предположить, что он перевозил боеприпасы. Весной и летом 1943 “Индианаполис” действовал в районе Алеутских островов, сопровождая конвои и прикрывая высадки десантов. После ремонта на верфи Мэр Айленд, крейсер прибыл на Гавайи и стал флагманским кораблем командующего 5 Флота вице-адмирала Спрюэнса. 10 ноября он вышел из Пирл-Харбора в составе Южного Ударного Соединения для проведения операции “Гальваник” - захвата Гильбертовых островов. 19 ноября 1943 “Индианаполис” в составе крейсерской эскадры обстрелял Тараву, а на следующий день - Макин. Потом крейсер вернулся к Тараве, чтобы действовать в качестве корабля огневой поддержки. “Индианаполис” снова служил флагманом 5 Флота во время высадки на Маршалловых островах. 31 января группа крейсеров обстреляла атолл Кваджеллейн. Обстрелы продолжались до самого дня высадки, и “Индианаполис” подавил 2 береговые батареи. В марте и апреле “Индианаполис” вместе с другими кораблями 5 Флота нанес удар по западным Каролинским островам. 31 марта были атакованы Яп и Улити, а 1 апреля - Волеай. В июне 5 Флот поддерживал высадку на Марианских островах. 19 июня состоялся бой в Филиппинском море. 23 июня “Индианаполис” вернулся к Сайпану и в течение 6 дней поддерживал огнем своих орудий войска на берегу. Потом он перешел к Тиниану, где решал те же задачи. Тем временем американцы захватили Гуам, и “Индианаполис” стал первым американским кораблем, вошедшим в гавань Апра после захвата острова японцами в начале войны. Корабль действовал в районе Марианских островов еще несколько недель, после чего отправился на западные Каролинские острова, где планировались новые высадки. С 12 до 29 сентября он обстреливал Пелелиу. Потом он ушел на Манус, а оттуда — в Соединенные Штаты на ремонт. Выйдя с верфи Мэр Айленд, “Индианаполис” 14 февраля 1945 присоединился к; Быстроходному Авианосному Соединению. Через 2 дня американские самолеты нанесли удар по Токио. Сразу после этих атак авианосное соединение направилось к Иводзиме, чтобы поддержать высадку десанта. Крейсер оставался возле острова до 1 марта, оказывая огневую поддержку войскам, ведущим кровопролитные бои. 25 февраля крейсер в составе соединения Митчера принимал участие в новом ударе по Японии, когда были уничтожены 158 вражеских самолетов. После этого крейсер принимал участие в боях за Окинаву. 31 марта, за день до высадки десанта, наблюдатели крейсера заметили двухмоторный японский истребитель, выскочивший из утренних сумерек и спикировавший вертикально на мостик. 20-мм автоматы открыли огонь, но уже через 15 секунд самолет находился прямо над крейсером. Трассы уперлись в самолет, заставив его рыскнуть. Но японский пилот справился с управлением и сбросил бомбу с высоты 25 футов, после чего врезался в корму корабля по левому борту. Самолет отскочил в море, причинив небольшие повреждения. Однако бомба пробила броневую палубу, жилые помещения под ней, топливные цистерны, днище корабля и взорвалась в воде под килем. Корабль получил 2 пробоины в днище, были убиты 9 человек. Хотя “Индианаполис” немного сел кормой и получил крен на левый борт, затопление было остановлено. Крейсер пошел на встречу с ремонтным судном. После осмотра выяснилось, что повреждены валы, разорваны топливные цистерны, уничтожена опреснительная установка. Тем не менее, “Индианаполис” пришел на верфь Мэр Айленд своим ходом. После ремонта и модернизации крейсер Получил приказ полным ходом следовать на Тиниан, чтобы доставить туда компоненты атомных бомб, которые будут сброшены на Хиросиму и Нагасаки. “Индианаполис” вышел из Сан-Франциско 16 июля, не проведя испытаний. 1 июля он прибыл в Пирл-Харбор, оттуда в одиночку пошел на Тиниан, куда прибыл 26 июля. После этого он направился на Лейте. Крейсер покинул Гуам 28 июля без сопровождения. Но 30 июля 1945 в 12.15 в правый борт корабля попали 3 торпеды японский подводной лодки I -58. Крейсер перевернулся и затонул в течение 12 минут. Когда 31 июля крейсер не прибыл на Лейте, никого это не встревожило. Только 2 августа в 10.25 патрульный самолет заметил группу спасшихся моряков, плавающих в море на спасательных жилетах. Пилот немедленно сбросил спасательный плотик и радиопередатчик. Все свободные корабли были отправлены к месту катастрофы. До 8 августа был прочесан район радиусом 100 миль, однако удалось спасти только 316 человек из 1199. После тщательного изучения обстоятельств, были оправданы все обвиняемые, не сообщившие вовремя о пропаже крейсера. “Индианаполис” за годы войны заслужил 10 боевых звезд.

Наверх



Сайт управляется системой uCoz