Бой у мыса Эсперанс

 

   Морская битва, происшедшая у мыса Эсперанс, была результатом отправки 9 октября на Гуадалканал полка из состава дивизии “Америкал”, погруженного на 2 больших транспорта и 8 эсминцев-транспортов. Адмирал Тэрнер командовал этим эшелоном, а для прикрытия Гормли отправил группу крейсеров. Крейсерами командовал контр-адмирал Норман Скотт, поднявший флаг на “Сан Франциско”. Это был молодой и блестящий адмирал. В течение 3 недель он усердно тренировал свое соединение и был за это вознагражден.
  В течение недели или больше японцы проводили Токийский экспресс к северо-западному побережью Гуадалканала. Особенно крупный эшелон был проведен ночью 11-12 октября: 2 гидроавианосца и 6 эсминцев с войсками плюс достаточное количество боеприпасов и различных грузов. Им командовал контр-адмирал Дзоодзима. Кроме того, контр-адмирал Гото повел вниз по Слоту группу обстрела из 3 тяжелых крейсеров и 2 эсминцев. В-17 сообщил об этих кораблях адмиралу Скотту после полудня 11октября. Он увеличил скорость, чтобы перехватить японцев западнее острова Саво и поднял корабельные гидросамолеты, чтобы следить за противником. В результате Гото был захвачен совершенно врасплох, когда в 23.46 крейсера Скотта открыли огонь. Американское оперативное соединение (5 эсминцев, тяжелые крейсера “Сан Франциско” и “Солт Лейк Сити”, легкие крейсера “Бойз” и “Хелена”) как раз поворачивало на обратный курс юго-западнее Саво к мысу Эсперанс, по которому и был назван весь бой. Дистанция от возглавлявшего японскую колонну крейсера “Аоба” до “Хелены” была всего 4800 ярдов.
  Пока все шло хорошо, но этот бой можно назвать Битвой Взаимных Ошибок. Скотт, опасаясь, что его крейсера стреляют по головному эсминцу “Дункан”, приказал прекратить огонь ровно через минуту после того, как он был открыт. К счастью, командиры американских крейсеров вспомнили Нельсона при Копенгагене и заткнули уши, приказав своим артиллеристам поливать снарядами врага. Адмирал Гото принял колонну Скотта за Группу Подкреплений Дзоодзимы (которая благополучно вошла в пролив) и сделал то же самое. Он также приказал своим кораблям повернуть вправо. Через несколько секунд адмирал был смертельно ранен, когда снаряд взорвался рядом с ним на мостике. К этому времени “Аоба” и “Фурутака” ярко горели. В 23.51 Скотт обнаружил свою ошибку и приказал возобновить огонь. Через 4 минуты он повернул свою колонну на NW, параллельно японцам. Отчасти из-за ошибок Гото, отчасти из-за его быстрой гибели, противник не смог эффективно отстреливаться. Американским артогнем и торпедами были потоплены крейсер “Фурутака” и эсминец “Фубуки”. С нашей стороны эсминец “Дункан” был потоплен, а “Фаренхолт” тяжело поврежден. “Бойз” был серьезно поврежден огнем вражеских крейсеров. Снаряд попал в башню № 1, где взорвался погреб. Однако ирландское везение и умелая аварийная партия спасли “Скачущий Призрак”, как экипаж капитана 1 ранга Майка Морана называл свой крейсер. 12 октября в 0.20 основной бой закончился.
  Тем временем адмирал Дзоодзима высадил на берег солдат. В 2.50 гидросамолет с “Бойза” заметил его соединение, идущее вверх по Слоту. Бомбардировщики с аэродрома Гендерсон потопили 2 эсминца, которые попытались подобрать уцелевших моряков с потопленных кораблей.
  Норман Скотт руководил боем у мыса Эсперанс спокойно, решительно и смело. Несмотря на сложную ситуацию, он не позволил бою превратиться в свалку. На тот короткий месяц, который ему оставалось жить, Скотт стал героем на юге Тихого океана. К несчастью, люди привыкли повторять, что результат оправдывает средства. В итоге, из этого боя были сделаны совершенно неправильные выводы. Было решено, что строй одной кильватерной колонны самый правильный, и что артиллерийский огонь американских кораблей может решить исход любого ночного столкновения. На самом деле строй Скотта был опасно неуклюжим. Он помешал эсминцам правильно использовать свое главное оружие — торпеды. Из-за того, что захваченный врасплох противник не сумел пустить в ход свой главный козырь, превосходные торпеды, было решено, что больше они не представляют опасности. Из поражения всегда извлекают больше уроков чем из победы.

   ( Морисон С.  Американский флот во Второй Мировой войне. )

На базуЛинкорыАвианосцыКрейсера



Сайт управляется системой uCoz